Перевозка грузов железнодорожным транспортом

Перевозка грузов железнодорожным транспортом в настоящее время находится в большей степени в собственности государства. Выход большого количества частников на этот рынок, безусловно, повлиял бы на стоимость железнодорожных перевозок. Но, процесс вовлечения частного бизнеса в железнодорожные перевозки происходит не быстро. Однако частным компаниям удается получить определенную долю на рынке, сформировать достаточно мощный парк подвижного состава.

Первоначально частный бизнес мог претендовать только на рынок экспедиторских услуг, осуществляя их на базе государственного железнодорожного транспорта. Но, спустя небольшое время частники уже могут претендовать на четверть объема всех перевозок грузов, обладая почти третью от общего парка грузовых вагонов. Это настораживает монополиста рынка РЖД, но вряд ли может представлять собой реальную конкуренцию. В любом случае частные собственники, осуществляя грузовые перевозки, вынуждены сотрудничать с государственной инфраструктурой железных дорог. Конкуренция пока происходит между частными собственниками подвижного состава.

История появления первых «частных» вагонов в России идет еще от конца советских времен. Уже тогда стала ощущаться нехватка вагонов, в годы перестройки же этот дефицит стал особенно острым. Не было возможности модернизации и обновления парка подвижного состава. Поэтому, экономика новой России стала подниматься и, потребовалось обеспечить высокие объемы перевозки грузов, частный бизнес стал проявлять интерес к этому виду деятельности.

Первыми ласточками были, конечно же, крупные промышленные компании, которым в первую очередь было необходимо производить масштабные перевозки сырья и продукции. Более всего это были нефтяные, металлургические и химические компании. Имея в собственности вагоны, цистерны, полувагоны, необходимые для конкретных видов перевозок, можно было обеспечить бесперебойную загрузку. Однако до коммерческого использования собственного подвижного состава было далеко. То же самое касалось и возможности снижения транспортных затрат.

С изменением тарифной сетки за пользование подвижным составом удалось повлиять и на стоимость затрат на перевозку грузов. Подключив «вагонную составляющую» частным грузоперевозчикам представилась возможность конкурировать ценами с МПС и предоставлять свой подвижной состав в пользование другим клиентам. Такое развитие грузоперевозок дало толчок к производству вагонов, так как обнаружилась необходимость в новых вагонах, совершенно разных форм и предназначения.

В первые же годы, после вступления в силу новых тарифов по использованию подвижного состава, производство вагонов увеличилось вдвое, более половины из них были приобретены частниками.

Тарифная сетка перевозки грузов разделена на три уровня. Первый, самый высокий тариф касается перевозки черных и цветных металлов, нефтепродуктов, товаров народного потребления. По этой тарифной ставке частники уже превысили объем перевозок по сравнению с РЖД. А перевозка угля, например, практически не интересует частников, так как оценивается по самому низкому тарифу, социальной ставке.

Какие основные преимущества у частных перевозчиков по сравнению с государственным? В первую очередь, это гибкость в ценовой политике, возможность делать сезонные или клиентские скидки. Однако часто бывает, что стоимость перевозки грузов у частного перевозчика выше, чем у РЖД. Тем не менее, клиенты готовы платить названную цену, в связи с тем, что частные компании имеют возможность предоставить необходимый вид вагонов, что не всегда получается у государства. Так же плюсом в работе с частным перевозчиком является лояльность к клиенту, возможность обеспечивать необходимый маршрут в нужные сроки, не накладывать сверхштрафы за простой.

Взаимодействие основных частных перевозчиков грузов с РЖД осуществляется на основе договоров и выданных лицензий. Частные перевозчики называются операторами. Одни из них представляют собой сервисные компании, создаваемые на базе крупного промышленного бизнеса, для обслуживания, в первую очередь, нужд именно этого собственника и попутно, предоставляющих услуги «на сторону». Среди них можно перечислить: 

  • нефтеперерабатывающие и добывающие отрасли («ЮКОС-Транссервис, ЗАО «ЛУКойл-Транс»»),
  • черную и цветную металлургию («ММК-Транс», Управляющая транспортная компания холдинга «Металлоинвест», «РусалТранс»),
  • химическое производство (минеральные удобрения) (ТЭК «Минудобрения», «Спеццистерны») и т.д.

В таких компаниях слабо развита маркетинговая структура, они не сильно заинтересованы в поиске новых клиентов.

Другой вид компаний на этом рынке – это независимые операторы, использующие перевозку грузов железнодорожным транспортом, как непосредственный вид коммерческой деятельности. Они ориентируются, изначально, на потребности рынка и стремятся их удовлетворить. Предоставляют необходимые виды вагонов, постоянно модернизируют подвижной состав, осуществляют основную конкурентную борьбу на рынке в погоне за клиентом.

Именно эти компании представляют собой хороший задел на будущее грузовых перевозок железнодорожным транспортом.