Анализ рынка транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга (часть 2)

Часть 2. Анализ ситуации на рынке транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга

Благодаря уникальному географическому положению на побережье Балтийского моря в непосредственной близости к странам Европейского Союза (далее – ЕС) и крупнейшим портам Европы, Санкт-Петербург стал воротами в Россию, через которые проходит существенная доля экспортно-импортных грузов страны.

Благодаря ТЛК Санкт-Петербурга обеспечиваются как экспорт российских сырьевых материалов, продукции российских предприятий, так и стабильные поставки в Россию импортных товаров народного потребления, материалов, комплектующих и оборудования для всех отраслей экономики страны.

В настоящее время через территорию Санкт-Петербурга осуществляется около 20% от общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов. Суммарные объемы перевозок грузов через Санкт-Петербург составили в 2007г. около 270 млн. тонн, из которых 43% приходится на экспортно-импортные грузы (табл.1).

Таб.1 Основные показатели работы ТЛК Санкт-Петербурга, млн. тонн (%), 2007г.
Показатели Экспортные грузы Импортные грузы Прочие грузы Итого
ВСЕГО всеми видами транспорта, в том числе: 117,1 (43%) - 153,3 (57%) 270,4 (100%)
Морской порт 44,6* (78%) 12,9* (22%) - 57,5 (100%)
Железнодорожный узел 27,9* (27%) - 76,1 (73%) 104,0 (100%)
Речные перевозки 9,8** (90%) 0,2* (2%) 0,9 (8%) 10,9 (100%)
Автотранспортные перевозки 19,2* (20%) - 75,8 (80%) 95 (100%)
Авиационный транспорт 0,006 (30%) - 0,014 (70%) 0,02 (100%)
Трубопроводный транспорт 2,5* (83%) - 0,5 (17%) 3,0 (100%)
* - грузы, связанные с обслуживанием Большого порта Санкт-Петербург;
** - из общего объема 9,8 млн. тонн речных грузов, следующих на экспорт, 7,9 млн. тонн переваливается в морском порту с речного транспорта на морской, а 1,9 млн. тонн напрямую вывозятся на судах «река–море».

Для Санкт-Петербурга характерна следующая динамика развития рынка транспортно-логистических услуг за период 2004-2007гг. (табл.2):

  1. общий объем перевалки и перевозки грузов ТЛК Санкт-Петербурга увеличился с 216,2 млн. тонн до 270,2 млн. тонн (на 25,1%);
  2. наиболее высокими темпами росли:
  3. грузооборот Большого порта Санкт-Петербург – на 78%, в том числе объем переработки контейнеров – в 3,4 раза
  4. объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте – на 20%;
  5. общая площадь складских объектов возросла с 4,9 до 5,7 млн. м2 (на 16,3%).
Таб. 2 Динамика развития рынка транспортно-логистических услуг в СПб за период 2004-2007гг.
Показатели 2004г. 2007г. 2007г. к 2004г., %
1. Объем перевалки и перевозки грузов ТЛК Санкт-Петербурга, всего, млн. тонн, в том числе: 216,2 270,4 125,1
1.1. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, млн. тонн, всего, в том числе: 32,1 57,5 179,1 - контейнеры: 
  - млн. тонн 
  - тыс. ТЕU

 
3,7
352

 
12,6
1119

 
340,0
317,9
1.2. Объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте, млн. тонн 79,1 95,0 120,0
1.3. Объем грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, млн. тонн 93,1 104,0 111,7
1.4. Объем грузовых перевозок на речном транспорте, млн. тонн 9,9 10,9 110,1
1.5. Объем транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом, млн. тонн 2,0 3,0 150,0
1.6. Объем грузовых перевозок на воздушном транспорте, млн. тонн 0,019 0,02 110,5
2. Численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, тыс. ед 83,7 110,0 131,4
3. Общая площадь складской недвижимости, млн. м2 4,9 5,7 116,3

На основании данных Таблицы 2, построим график динамики роста объемов перевозок в Санкт-Петербурге по видам транспорта 2004-2007 года (Рис 1).

Изменение объемов перевозки в Санкт-Петербурге по видам транспорта за период с 2004 по 2007 года
Рис. 1 Изменение объемов перевозки в Санкт-Петербурге по видам транспорта за период с 2004 по 2007 года.

Исходя из представленного графика видно, что лидером по перевозки грузов среди видов транспорта является железнодорожный, его доля в общем объеме составляет 39%. Основным конкурентом является автомобильный транспорт, поскольку в структуре импорта преобладают грузы для европейской части Росси.

Большой порт, обслуживающий международные грузопотоки, стал ядром формирования ТЛК Санкт-Петербурга, так как его развитие во многом предопределяет объем и структуру грузопотоков других видов транспорта Около 39% грузов порта перевозится железнодорожным транспортом, 33% - автомобильным, 14% - речным и 4% трубопроводным.

Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга играет важнейшую роль в связях «Россия–Европа», «Россия–Азия» (большинство товаров из Европы и Азии попадает в центральную часть России через Большой порт Санкт-Петербург), а также обеспечивает часть транзитных грузовых перевозок в сообщении «Европа-Азия». На долю стран ЕС приходится 52% внешнеторгового оборота Российской Федерации и 55% экспорта российской продукции. ТЛК Санкт-Петербурга обеспечивает транспортировку большей части международных грузов по направлению «Россия - страны ЕС», способствуя развитию торговли и международных отношений. Повышение роли транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в глобальной транспортной системе является важной составляющей стратегии интеграции Российской Федерации в мировую экономику и позволяет реализовать приоритетные интересы страны.

По территории города проходят 2 евроазиатских транспортных коридора – «Север–Юг» и «Транссиб», а также панъевропейский транспортный коридор №9. В настоящее время остро стоит проблема развития на территории города транспортной инфраструктуры для обеспечения растущего спроса на экспортно-импортные перевозки и потребностей экономики страны.

Большой порт Санкт-Петербург играет ключевую роль в обеспечении международных перевозок Российской Федерации, выполняемых морским транспортом. Это связано с тем, что через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются поставка в Россию 51% всех импортных грузов и вывоз 13% от общего объема экспортных грузов, перевозимых на морском транспорте.

Большой порт Санкт-Петербург является лидером по перевалке сухих, контейнерных и рефрижераторных грузов среди морских портов России. Через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются внешнеторговые связи со странами всех континентов.

К Большом порту тяготеют экспортно-импортные грузы не только прилегающих к Санкт-Петербурга субъектов Российской Федерации, но и многих других регионов России, расположенных на значительном удалении от города – Центрального, Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов.

К доставке импортных товаров через портовые комплексы Санкт-Петербурга тяготеет почти вся Европейская часть России, в которой проживает 95 млн. чел. (около 65% от общей численности населения страны), расположены основные предприятия базовых отраслей промышленности, многие из которых используют для модернизации производства импортное оборудование. Указанное обстоятельство, с одной стороны, ведёт к значительному росту проходящих через Санкт-Петербург грузопотоков, а, с другой стороны, стимулирует развитие города в качестве транспортно-распределительного центра международного значения.

По результатам 2007 г. объем контейнерных грузов на Балтике, направленных в адрес России, составил 1,8 млн. TEU , из которых на контейнерных терминалах Санкт-Петербурга было обработано 63%, а в портах стран Балтии и Финляндии - около 30% от этого грузопотока. Из-за недостаточной мощности контейнерных терминалов Большого порта Санкт-Петербург ТЛК города теряет значительные доходы, которые составляют 27-30 млрд. руб. в год.

На сегодняшний день конкурентную среду на российском рынке транспортно-логистических услуг определяет, прежде всего, деятельность российских компаний.

Наиболее высокий уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиторских услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке.

В сегменте комплексной логистики, развитие которого началось лишь в последние годы, спрос существенно опережает предложение. Повышение конкуренции ожидается лишь в среднесрочной перспективе, после ввода в оборот новых складских площадей и роста предложения услуг по хранению и дистрибуции товаров.