Оценка экономической эффективности аренды крупнотоннажных контейнеров

На первом этапе оценки экономической эффективности необходимо определится с типом контейнеров, а именно производить отправки 2*20ft или 1*40ft контейнере, которые будут взяты в аренду. Для этого сравним преимущества и недостатки 2*20ft и 40ft контейнеров.

Преимущества 2*20 ft:

  1. Высокая степень оборачиваемости за счет меньшей потребности груза необходимого для проведения отправки, возможность оказания услуг большему количеству клиентов.
  2. Часть целевых станций открыта только по работе с 20 ft контейнерами, в частности это – Омск-Вост., Барнаул.
  3. Возможно получение дополнительной скидки с тарифа ОАО «РЖД» при погрузки 2*20ft контейнеров на одну платформу в одном направлении, она составит 1800 руб. с НДС на один контейнер (ККВ).
  4. Большая грузоподъемность, поскольку в 2*20ft контейнера можно загрузить груза общей массой 43600 кг., тогда как в 1*40ft только 26000 кг.
  5. Более высокая доходность, поскольку суммарная разница между тарифами ТК/ТК и Соб./ТК с использованием 2*20ft контейнеров больше.
  6. Увеличивается средняя скорость доставки груза на 38,94%.
  7. Возможность приема груза на склад двумя партиями.
  8. Большая вероятность обратной загрузки на Санкт-Петербург, чем с использование 40 ft контейнеров.

Недостатки формирования отправок на базе 2*20 ft контейнеров:

  1. Отсутствие возможности погрузки грузов, длинной более 5,8 м.
  2. Увеличение стоимости терминальной обработки на 60%.
  3. Сумма арендных платежей за 2*20 ft контейнера больше на 22,2%, чем величина таких же за 40 ft.

В результате сравнения положительных и отрицательных факторов, можно выявить, что увеличения стоимости терминальной обработки будет погашено за счет более высокой доходности.

На основание проведенных сопоставлений, наиболее оптимальным варианта формирования арендного портфеля является аренда 20 ft контейнеров и отгрузка их в режиме ККВ

С целью эффективного использования арендованных контейнеров и получения максимального экономического эффекта, необходимо провести структурный анализ грузопотока и затрат по экспедиторской работе на выбранном направлении движения контейнеров за год, предусмотренный предложенным вариантом договора долгосрочной аренды.

Предполагаемое количество контейнеров необходимых для освоения грузопотока.

Таб.1 Статистика контейнерных перевозок ООО ТК «Сервис» за 2007 г.
Ст./Месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
Барнаул 4 6 4 6 4 6 6 4 4 6 8 8
Омск-Вост. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Войновка 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2
Клещеха 4 4 8 6 6 8 8 4 10 10 8 8
Базаиха 8 8 4 8 4 14 8 8 6 10 8 10
Батарейная 6 8 6 8 6 8 6 8 8 6 8 8
Хабаровск-2 4 6 4 4 6 6 4 6 6 4 6 6
Первая речка 6 4 6 6 4 8 6 6 8 6 8 8

Для расчета необходимого количества оборудования нужно рассчитать время полного оборота контейнера от СПб до ст. назначения и обратно в Санкт-Петербург. Для этого проведем калькуляцию затрат времени по следующим операциям: 
1. Терминальная обработка и оформление документов в СПб (3 суток). 
2. Груженый пробег от СПб до ст. назначения . 
3. Прием и вывоз груженого контейнера на ст. назначения (2 суток). 
4. Ожидание погрузки и отправка до СПб (10 суток). 
5. Груженый пробег от ст. назначения до СПб. 
6. Прием, вывоз груженого контейнера в СПб и ожидание погрузки (5)

Тоборота = сумма пунктов.
Коэф. = Тоборота/30 дней.

Таб.2 Результаты расчетов
Ст. Назначения Тоборота (Суток) Кол-во Контонтэйнеров (шт./м) Коэф-нт Итого Контэйнеров
Барнаул 48 6 1,6000 10
Омск-Вост. 42 4 1,4000 6
Войновка 42 4 1,4000 6
Клещеха 46 8 1,5333 14
Базаиха 50 8 1,6667 14
Батарейная 54 8 1,8000 16
Хабаровск-2 70 6 2,3333 14
Первая речка 72 8 2,4000 20

Таким образом, оптимальное количество контейнеров, которых необходимо взять в аренду составляет 100 единиц (в год экспедируется 546 контейнеров).

Для выявления экономического эффекта от внедрения предлагаемого проекта необходимо сопоставить существующие затраты на рейсовую аренду 20 ft контейнеров с предполагаемой себестоимостью долгосрочной аренды.

Для этого рассчитаем суммарную стоимость работ с использованием «операционного лизинга», она состоит из следующих частей: 
1. Арендный суточный платеж (1,10 $ США в сутки). 
2. Прием и хранение порожнего контейнера на терминале в СПб составит 100 руб./сутки и крановые работы 1200 руб./2операции.

СА=Тоборота*2616 руб.+(5 * 100 руб.+1200 руб.)

Так же необходимо учесть дополнительные доходы, которые компания будет получать от арендных платежей взимаемых с агентов за использование контейнеров для перевозки грузов в направление Санкт-Петербурга. По предварительным оценка они должны составить 50 % от разницы тарифов.

Таб.3 Разница между железнодорожными тарифами ОАО «РЖД» и ОАО «Трансконтейнер» за отправку одного собственного контейнера (20’ TEU), согласно «Прейскуранту 10-01»
Ст. Назначения 20 ft Действующие ставки СА Агентские сборы Экономический эффект
Барнаул 8585 6000 2948 4292,5 7344,5
Омск-Вост. 6959 6000 2792 3479,5 6687,5
Войновка 6723 4900 2792 3361,5 5469,5
Клещеха 8188 6500 2896 4094 7698
Базаиха 9303 7500 3000 4651,5 9151,5
Батарейная 11662 10000 3104 5831 12727
Хабаровск-2 24913 12000 3520 12456,5 20936,5
Первая речка 26355 14000 3572 13177,5 23605,5

Сумма экономического эффекта рассчитывается по формуле:
«ЭЭ» = Действующие ставки – «СА» + агентские сборы.

На основании проведенных расчетов необходимо определить влияние прогнозируемого экономического эффекта от внедрения проекта на среднемесячную рентабельность продаж. Для этого рассчитаем валовую рентабельность продаж «до» и «после» реализации проекта, по формуле:
Рпр. = (валовая прибыль от реализации/выручку от продаж)100%

Таб.4 Компоненты и результаты расчета
Ст. Назначения Выручка (месяц.) Прибыль «до» (р./м) Прибыль «после» (р./м) Увеличение рентабельности
Барнаул 313986 44261 88328 14,03%
Омск-Вост. 196120 34225 60975 13,64%
Войновка 181808 36194 58072 12,03%
Клещеха 408280 53011 114595 15,08%
Базаиха 448496 53754 126966 16,32%
Батарейная 478872 39407 141223 21,26%
Хабаровск-2 438600 53374 178993 28,64%
Первая речка 599200 42926 231770 31,52%

При проведение расчетов суммарной стоимости эксплуатации арендуемого оборудование, небыли учтены единовременные затраты, в размере 70 $/контейнер за крановые услуги на терминале выдачи. По условиям договора аренды весь планируемый объем необходимо забрать в течение двух месяцев. Соответственно впервые два месяца реализации проекта компании необходимо будет дополнительно уплатить 141840 руб.

Изменения  величины валовой прибыли при реализации проекта
Рис. 1 Изменения величины валовой прибыли при реализации проекта

Из результатов графика видно, что реализация проекта позволит компании ООО ТК «Сервис» значительно снизить месячную себестоимость оказываемых услуг, в среднем на 21,6% и увеличить валовую прибыль от 99% до 439%, в зависемости от направления.

Изменения среднемесячной рентабельности продаж по направления перевозок
Рис. 2 Изменения среднемесячной рентабельности продаж по направления перевозок

Исходя из результатов полученных расчетов экономический эффект от реализации проекта позволит увеличить средне месячную рентабельность продаж на 19,07 % и доходность компании.

Так же фирма получит возможность более гибкого формирования стоимости своих услуг в целях конкурентоспособности, сможет регулировать тарифную политику в зависимости от ситуации на рынке экспедиторских услуг, либо снижая свою ставку на отправку контейнера, либо оставляя ее на прежнем уровне.

С технической точки зрения, компания получает возможность независимого планирования своих отправок и возможность отгрузки на фитинговых платформах, не принадлежащих ОАО «Трансконтейнер», с получение дополнительных доходов в виде части разницы между тарифами за использование «собственных платформ».

Для окончательного рассмотрения проекта необходимо оценить внутреннюю стоимость совокупных затрат привлечения средств по лизингу относительно банковского займа.