Предназначение и работа контейнерных терминалов

Контейнерный терминал - пункт приема/выдачи контейнеров отправителю/получателю соответственно, а также перегрузка контейнеров с одного вида транспорта на другой. Основное значение в грузоперевозках контейнеров принадлежит морскому транспорту, который интегрируется с железнодорожным и автомобильным транспортом.

Контейнерный терминал (с высоты птичего полета)

На контейнерном терминале могут выполняться следующие технологические операции с контейнерами и самими грузами:

  • Разгрузка груженых и погрузка порожних контейнеров из транспортных средств морского, внутреннего водного, железнодорожного или автомобильного транспорта;
  • Внутритерминальные (в том числе интермодальные) перемещения контейнеров с одних технологических участков на другие;
  • Временное хранение груженых и порожних контейнеров на открытых складских площадках. Сроки хранения контейнеров на терминалах могут быть от двух-трех до 10-15 суток и более — в зависимости от типа терминала, видов транспорта и характера контейнеропотоков. Для хранения груженых и порожних контейнеров предусматриваются отдельные складские площадки;
  • Погрузка груженых и порожних контейнеров на транспортные средства различных видов транспорта (суда, железнодорожные платформы, автомобили);
  • Сортировка контейнеров по направлениям дальнейшей транспортировки, регионам, грузополучателям и т.д;
  • Перегрузка грузов из железнодорожных вагонов и автомобилей в контейнеры и в обратном направлении, а также из одних контейнеров в другие;
  • Крепление контейнеров и грузов в транспортных средствах;
  • Таможенный досмотр, в том числе с разгрузкой грузов из контейнеров и обратной загрузкой;
  • Оформление транспортных документов на контейнеры и грузы;
  • Оформление таможенных документов;
  • Обмен информационными сообщениями с судоходными компаниями и предприятиями смежных видов транспорта;
  • Техническое освидетельствование транспортных средств, грузов, контейнеров, тары, подъемно-транспортных машин;
  • Разнообразные виды контроля грузов государственными органами;
  • Юридическое обеспечение мультимодальных перевозок;
  • Техническое обслуживание и ремонт контейнеров, поддонов, подъемно-транспортных машин, устройств и сооружений терминала и т. д.

Прием контейнерного поезда на станцию и подача на подъездной путь терминала

Дежурный по станции (далее ДСП) сообщает диспетчеру терминала о подходе контейнерного поезда за 1 час до его прибытия на станцию. При подаче контейнерного поезда собственным локомотивом, он перегоняется ДСП в четную горловину станции за 10 минут до прибытия поезда. Прием контейнерного поезда на станцию осуществляться на свободный приемоотправочный путь станции. Обработка контейнерного поезда по прибытию, включает следующие операции:

  • прицепка собственного локомотива или маневрового локомотива станции;
  • прием перевозочных документов у машиниста;
  • сверка документов;
  • натурная проверка состава;
  • передача управления тормозами;
  • отцепка поездного локомотива.

Время на обработку контейнерного поезда по прибытию составляет 30 минут. В целях сокращения времени занятия станционных путей осмотр контейнерного поезда в коммерческом и техническом отношении производится на терминале. После обработки поезда, по разрешению ДСП производится подача состава на подъездные пути Терминала с расстановкой на погрузо-выгрузочных путях.

После расстановки состава контейнерного поезда на погрузо-выгрузочных путях локомотивно-составительская бригада терминала докладывает ДСП о закреплении вагонов в соответствии с Инструкцией по эксплуатации подъездного пути. При занятости, неисправности собственного локомотива, подача контейнерного состава осуществляется маневровым локомотивом станции согласно договора на подачу уборку вагонов. При занятости подъездных путей, в том числе «блок-трейном», при отсутствии возможности осмотра ПС по технической причине, коммерческий и технический осмотры прибывшего контейнерного поезда производятся на приемоотправочных путях станции.

Обработка контейнерного поезда на погрузо-выгрузочных путях

Обработка контейнерного поезда на путях терминала включает следующие операции:

  • погрузка и выгрузка контейнеров;
  • подача-уборка на погрузо-выгрузочный путь;
  • формирование состава на отправление;
  • коммерческий осмотр состава;
  • технический осмотр состава;
  • прицепка поездного локомотива;
  • полное опробование тормозов.

Формирование контейнерного состава производится с вытяжкой в сторону станционных путей. Перед началом формирования контейнерного поезда на отправление диспетчер терминала информирует ДСП для дальнейшего согласования с поездным диспетчером время прибытия поездного локомотива.

Отправление контейнерного поезда со станции

По готовности контейнерного поезда к отправлению диспетчер терминала извещает об этом ДСП. ДСП согласовывает с поездным диспетчером предоставление свободного приемоотправочного пути или участка пути. Состав контейнерного поезда выводится на приемоотправочный путь станции со стороны четной горловины. Выставление контейнерного состава осуществляется локомотивом. При занятости, неисправности собственного терминального локомотива, уборка контейнерного состава осуществляется маневровым локомотивом станции.

Обработка контейнерного поезда по отправлению, включает следующие операции:

  • закрепление состава;
  • отцепка собственного локомотива;
  • прицепка поездного локомотива;
  • полное опробование тормозов.

В целях сокращения времени занятия станционных путей осмотр контейнерного поезда в коммерческом и техническом отношении производится на терминале работниками станции. Проход работников станции на территорию терминала согласован с таможенными органами терминала. Дежурный по станции докладывает о готовности состава поезда и присвоении индекса поездному диспетчеру. Производится отправление поезда.

Технология работы с одиночными вагонами и группами вагонов по станции

Вагоны могут поступать на станцию в передаточных поездах, формируемых на сортировочных станциях. После прибытия поезда производится обработка поезда по прибытию, разметка состава. Далее производится расформирование состава. Поезд расформировывается на приемоотправочных путях станции в перерыве между движением поездов. Локомотивом станции производится подформирование маневровой передачи на подъездной путь терминала. По готовности по указанию дежурного по станции локомотив ветвевладельца выезжает на станцию и подает маневровую передачу на пути терминала.

О готовности к выводу вагонов отправления ответственный работник терминала извещает дежурного по станции. Дежурный по станции в свободное от движения поездов время разрешает выезд маневрового локомотива ветвевладельца с вагонами отправления на станционные пути. Вагоны переставляются локомотивом ветвевладельца в формируемый состав поезда своего формирования.

Проектирование и строительство новых контейнерных терминалов

Тип контейнерного терминала, его размеры и выполняемые функции устанавливаются при его проектировании на основании предварительно проведенных маркетинговых исследований экономики соответствующего региона, транспортного узла, характера грузополучателей и грузоотправителей и других факторов.

Контейнерный терминал Санкт-Петербург

Контейнерные терминалы размещают на горизонтальных участках и оснащают подъездными и внутриплощадочными железными и автомобильными дорогами, ливневой канализацией, устройствами освещения, пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации, внешней, внутренней и диспетчерской громкоговорящей связи, автоматизированными системами учета прибытия, выдачи и хранения контейнеров и т.д. Длина выставочных и погрузочно-разгрузочных железнодорожных путей должна соответствовать размерам грузопотока и согласовываться со станцией примыкания.

Внутренние железнодорожные пути должны иметь радиусы кривых участков не менее 200 м, а автодороги — не менее 10... 12 м. Для врезки стрелочного перевода в железнодорожном пути необходим прямой участок длиной около 30...40 м. Рекомендуется предусматривать кольцевое одностороннее движение автотранспорта по терминалу с направлением против часовой стрелки (для безопасного движения автомобилей с левосторонним расположением руля). Желательно избегать или делать как можно меньшим число пересечений автомобильных и железнодорожных внутренних путей.