Виды грузовых вагонов

Сталкиваясь с такой «проблемой», как перевозка грузов с помощью железнодорожного состава, мало кто осознает возможности современных перевозчиков в части предоставления различных видов вагонов. Номенклатура, виды и предназначение вагонов очень широки.

Грузовые вагоны являются самой многочисленной составляющей подвижного состава. Они подвергаются постоянному контролю на предмет технической эксплуатации, к ним предъявляются определенные требования по состоянию вагонов, их безотказной работе. Помимо обеспечения сохранности грузов, техническое состояние вагонов влияет на плавность и равномерность хода всего железнодорожного состава. Учитывая высокую скорость движения современных грузовых составов, эксплуатационные характеристики вагонов имеют важное влияние на безопасность движения всего поезда.

Причем для вагонов, предназначенных для движения в определенных подвижных составах с максимальной скоростью, директивы по их конструктивным требованиям определяются государством. Все стадии проектирования, создания и сдачи в эксплуатацию так же подвергаются строгому государственному контролю. Любое изменение в чертежи узлов и деталей так же проходит через контроль госорганов.

Виды грузовых вагонов

Все эксплуатируемые на территории страны вагоны имеют определенную государственную регистрацию, номер, знаки и надписи строгого регламента.

Нумерация грузовых вагонов выстроена по определенному образцу из семи цифр.

Где первая цифр означает вид вагона:
2 – крытый;
4 – платформа;
6 – полувагон;
7 – цистерна;
8 – изотермический;
9 – прочий.

Второй цифрой обозначается количество осей у вагона:
0 или 1 – две оси;
2, 3, 4, 5, 6 или 7 – четыре оси;
8 – шесть осей;
9 – восемь и более осей.

Третья цифра обозначает определенные технические особенности вагона: тип кузова полувагона, длину рамы, специализацию цистерн, наличие разгрузочных люков, систему охлаждения изотермического вагона и т. д.

Все остальные цифры вместе с тремя первыми образуют номер грузового вагона. При этом седьмая цифра обозначает наличие или отсутствие у вагона ручного тормоза. Любой вагон, будь то пассажирский или грузовой имеет технический паспорт, на весь срок эксплуатации. В этом паспорте прописывают все технические характеристики вагона, сроки и даты выполнения плановых ремонтов, реконструкции, модернизации и описывают состояние самого вагона и его оборудования.

Основными характеристиками грузовых вагонов являются следующие:

  • грузоподъемность, определяющая максимальную загрузку которую можно произвести в данный вагон и измеряемая в тоннах;
  • длина вагона, соответственно в метрах;
  • понятие «тара», определяющее массу незагруженного, порожнего вагона;
  • коэффициент тары – равный массе порожнего вагона деленной на грузоподъемность;
  • экономичность вагона определяется минимальным значением этого коэффициента;
  • числа, определяющее допустимую нагрузку от оси вагона на рельсы (осевая нагрузка) и от вагона на 1 метр пути – еще одни из характеристик грузовых вагонов, определяющие максимально возможную массу загруженного вагона (брутто);
  • вместимость вагона определяется по объему кузова и площади пола;
  • платформа и полувагон имеют дополнительную характеристику – высота бортов или стен.

Вагоны проектируют с учетом соотношения вместимости кузова и грузоподъемности. Вместимость крытого вагона зависит от удельного объема кузова или отношения объема кузова вагона к его грузоподъемности. Вместимость платформы зависит от удельной площади пола или отношением площади пола к грузоподъемности.

Конструкция вагона, в общем, выглядит следующим образом. Кузов с рамой, ходовая часть, устройства, обеспечивающие автоматическое сцепление, тормозная система. Соответственно кузов предназначен для размещения в нем пассажиров или грузов. Грузовые вагоны имеют множество функциональных особенностей, конструкция кузова грузового вагона зависит от его функций. Каркас крытого грузового вагона состоит из металлических стоек, дуг и балок фасонного профиля. Стены обшиваются в основном стальными листами, досками (при этом каркас дополнительно укрепляют металлическими раскосами). Особого внимания заслуживает современная конструкция крыши грузового вагона. В настоящее время они имеют специальные загрузочные люки, более долговечны и прочны.

Кузов опирается на раму, которая ограждать кузов от ударно-тяговых сил, действующих на вагон и массу груза. Так же кузов опирается на ходовые части, которые передают на рельсы массу вагона и груза, в конструкцию ходовой части входит: колеса, рессорное подвешивание, буксы с подшипниками. Конструкция ходовой части четырехосных и многоосных вагонов представляет собой тележку, в которой объединены все эти элементы.

Современное строение вагонов позволяет некоторым вагонам за счет уникальной конструкции тележек ходовой части развивать максимальные скорости до 140 кмч. Безусловно, все эти знания будут нелишни любому, кто заинтересован в надежной доставке груза. От эксплуатационных характеристик вагона зависит скорость и надежность доставки груза. Специалистам легче всего подсказать какой тип вагона подходит под тот или иной вид груза, каким способом его возможно транспортировать, производить загрузку и выгрузку груза, обеспечивать сохранность.