Анализ рынка транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга (часть 1)

Часть 1. Выявление и оценка характерных тенденций на рынке транспортно-экспедиторских услуг Северо-Запада

В перспективе спрос на услуги транспортно-логистических компаний Северо-Запада будет зависеть от целого ряда внешних и внутренних факторов, определяющих развитие мировых рынков и направления социально-экономического развития России.

Среди внешних факторов в наибольшей степени на рост спроса на услуги транспортно-логистического комплекса Северо-Запада будут оказывать влияние следующие тенденции мирового развития:

  1. Глобализация международной торговли, которая ведет к увеличению товарообмена между странами и росту межконтинентальных перевозок (среднегодовые темпы роста международной торговли опережают темпы мирового общеэкономического развития примерно в 1,5 раза, при росте мирового валового продукта на 3-4% в год спрос на транспортные услуги увеличивается на 6-8% ежегодно);
  2. Изменение направлений основных грузоперевозок в международном товарообмене в связи с быстрым ростом экономики Китая, Индии, других развивающихся государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что вызовет значительное увеличение интенсивности грузоперевозок между Европой, странами АТР и Россией;
  3. Существенное изменение структуры грузоперевозок, связанное с развитием логистических принципов организации производства и распределения, с расширением глобальных дистрибутивных сетей, оптимизацией сетевых систем регулярной доставки товаров небольшими партиями, что приводит к постоянному повышению доли контейнерных перевозок грузов. В настоящее время уровень контейнеризации (отношение объема грузов, перевозимых в контейнерах, к объему контейнеропригодных грузов) достиг в развитых странах 55% . При этом следует иметь в виду, что в России уровень контейнеризации грузов значительно ниже (при импорте грузов уровень контейнеризации составляет 31%, при экспорте – около 6%, а на внутренних перевозках – 4%) , чем в Европе и в мире, поэтому, учитывая интенсивно идущий процесс интеграции России в мировую экономику и торговлю, рост контейнеризации грузов в нашей стране будет расти более высокими темпами.

В перспективе наиболее сильное влияние, как на развитие международных перевозок окажет вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Присоединение России к торговым соглашениям, достигнутым странами-участницами ВТО, означает формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным окончательным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. Это приведет к увеличению объемов международной торговли, потребует повышения пропускной способности и производительности транспортной инфраструктуры по направлениям концентрации основных грузопотоков, в первую очередь, в ключевых транспортно-логистических центрах, к которым относится Санкт-Петербург.

Прогнозируемое снижение темпов роста экспортных грузов будет связано (внутренние факторы):

  1. со снижением темпов роста экспорта природно-сырьевых ресурсов;
  2. изменением географии потребления российских сырьевых ресурсов;
  3. постепенной переориентацией российских производителей на вывоз не сырья, а продуктов его переработки;
  4. ростом конкуренции за аналогичные виды грузов со стороны портов Ленинградской области, порта Мурманск и портов стран Балтии и Финляндии.

Для импортных грузов, переваливаемых в Большом порту Санкт-Петербург, прогнозируется тенденция их роста, что связано со следующими факторами:

  • по мере улучшения финансового положения российских предприятий будет увеличиваться спрос на импортную технику и оборудование, например, в 2005г. импорт машин и оборудования вырос в Россию почти на 30%;
  • с ростом уровня жизни населения неизбежно будет увеличиваться спрос на импортные товары (уже в настоящее время на потребительском рынке России импортные товары составляют 50% среди продовольственных групп и 80% - среди промтоварных групп).

Высокие темпы роста торговых потоков и грузоперевозок прогнозируются между Россией, странами ЕС, Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки. По прогнозу общий объем международных перевозок, следующих через Санкт-Петербург, удвоится к 2020г. Наиболее динамично будут расти перевозки из стран АТР, в первую очередь, из Китая, на российский рынок, по маршрутам межконтинентальных контейнерных морских перевозок до основных портов-хабов в Европе и далее до российских портов, расположенных на побережье Балтийского моря.

Перспективы развития транспортно-логистистического комплекса Северо-Запада в значительной степени зависят от динамики международных контейнерных перевозок и возможностей обслуживания контейнерного потока, включая осуществление мультимодальных перевозок, предоставление складских и логистических услуг.

На 20-летнюю перспективу прогнозируется увеличение контейнерного грузопотока Большого порта Санкт-Петербург в 4 раза до 4,8 млн. TEU . Существенно увеличатся как объемы проектных грузов, связанных с модернизацией производства российских предприятий, так и потребительские грузопотоки, которые будут расти по мере повышения доходов населения. Повышается спрос на Ро-Ро перевозки, которые активно развиваются между портами Балтийского моря.

Для удовлетворения прогнозируемого спроса на перегрузку контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург потребуется:

  • увеличить портовые мощности по перевалке контейнерных грузов;
  • повысить пропускную способность морских каналов, железнодорожных и автодорожных подходов;
  • увеличить объемы железнодорожных перевозок контейнерных грузов;
  • уменьшить время пребывания грузов в порту до 1-3 дней;
  • ввести режим работы «24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 365 дней в году» для всех организаций, обеспечивающих работу порта и ввоз/вывоз грузов с его территории;
  •  внедрить электронный документооборот, современные технологии и технические средства досмотра контейнерных грузов;
  • создать тыловые терминалы для обработки контейнерных грузов («сухие порты»).

Учитывая перечисленные факторы, стратегическая задача Санкт-Петербурга заключается в том, чтобы обеспечить развитие транспортно-логистического комплекса города в соответствии с ростом спроса на его услуги, переориентировать на него высокотехнологичные грузы, сформировать необходимые условия для их переработки с целью создания добавленной стоимости, роста численности рабочих мест, увеличения доходов и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.