- Главная
- Информация
- Статьи
- Анализ рынка транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга (часть 2)
Анализ рынка транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга (часть 2)
Часть 2. Анализ ситуации на рынке транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга
Благодаря уникальному географическому положению на побережье Балтийского моря в непосредственной близости к странам Европейского Союза (далее – ЕС) и крупнейшим портам Европы, Санкт-Петербург стал воротами в Россию, через которые проходит существенная доля экспортно-импортных грузов страны.
Благодаря ТЛК Санкт-Петербурга обеспечиваются как экспорт российских сырьевых материалов, продукции российских предприятий, так и стабильные поставки в Россию импортных товаров народного потребления, материалов, комплектующих и оборудования для всех отраслей экономики страны.
В настоящее время через территорию Санкт-Петербурга осуществляется около 20% от общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов. Суммарные объемы перевозок грузов через Санкт-Петербург составили в 2007г. около 270 млн. тонн, из которых 43% приходится на экспортно-импортные грузы (табл.1).
Таб.1 Основные показатели работы ТЛК Санкт-Петербурга, млн. тонн (%), 2007г. | ||||
Показатели | Экспортные грузы | Импортные грузы | Прочие грузы | Итого |
ВСЕГО всеми видами транспорта, в том числе: | 117,1 (43%) | - | 153,3 (57%) | 270,4 (100%) |
Морской порт | 44,6* (78%) | 12,9* (22%) | - | 57,5 (100%) |
Железнодорожный узел | 27,9* (27%) | - | 76,1 (73%) | 104,0 (100%) |
Речные перевозки | 9,8** (90%) | 0,2* (2%) | 0,9 (8%) | 10,9 (100%) |
Автотранспортные перевозки | 19,2* (20%) | - | 75,8 (80%) | 95 (100%) |
Авиационный транспорт | 0,006 (30%) | - | 0,014 (70%) | 0,02 (100%) |
Трубопроводный транспорт | 2,5* (83%) | - | 0,5 (17%) | 3,0 (100%) |
* - грузы, связанные с обслуживанием Большого порта Санкт-Петербург; ** - из общего объема 9,8 млн. тонн речных грузов, следующих на экспорт, 7,9 млн. тонн переваливается в морском порту с речного транспорта на морской, а 1,9 млн. тонн напрямую вывозятся на судах «река–море». |
Для Санкт-Петербурга характерна следующая динамика развития рынка транспортно-логистических услуг за период 2004-2007гг. (табл.2):
- общий объем перевалки и перевозки грузов ТЛК Санкт-Петербурга увеличился с 216,2 млн. тонн до 270,2 млн. тонн (на 25,1%);
- наиболее высокими темпами росли:
- грузооборот Большого порта Санкт-Петербург – на 78%, в том числе объем переработки контейнеров – в 3,4 раза
- объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте – на 20%;
- общая площадь складских объектов возросла с 4,9 до 5,7 млн. м2 (на 16,3%).
Таб. 2 Динамика развития рынка транспортно-логистических услуг в СПб за период 2004-2007гг. | |||
Показатели | 2004г. | 2007г. | 2007г. к 2004г., % |
1. Объем перевалки и перевозки грузов ТЛК Санкт-Петербурга, всего, млн. тонн, в том числе: | 216,2 | 270,4 | 125,1 |
1.1. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, млн. тонн, всего, в том числе: 32,1 57,5 179,1 - контейнеры: - млн. тонн - тыс. ТЕU |
3,7 352 |
12,6 1119 |
340,0 317,9 |
1.2. Объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте, млн. тонн | 79,1 | 95,0 | 120,0 |
1.3. Объем грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, млн. тонн | 93,1 | 104,0 | 111,7 |
1.4. Объем грузовых перевозок на речном транспорте, млн. тонн | 9,9 | 10,9 | 110,1 |
1.5. Объем транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом, млн. тонн | 2,0 | 3,0 | 150,0 |
1.6. Объем грузовых перевозок на воздушном транспорте, млн. тонн | 0,019 | 0,02 | 110,5 |
2. Численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, тыс. ед | 83,7 | 110,0 | 131,4 |
3. Общая площадь складской недвижимости, млн. м2 | 4,9 | 5,7 | 116,3 |
На основании данных Таблицы 2, построим график динамики роста объемов перевозок в Санкт-Петербурге по видам транспорта 2004-2007 года (Рис 1).
Рис. 1 Изменение объемов перевозки в Санкт-Петербурге по видам транспорта за период с 2004 по 2007 года.
Исходя из представленного графика видно, что лидером по перевозки грузов среди видов транспорта является железнодорожный, его доля в общем объеме составляет 39%. Основным конкурентом является автомобильный транспорт, поскольку в структуре импорта преобладают грузы для европейской части Росси.
Большой порт, обслуживающий международные грузопотоки, стал ядром формирования ТЛК Санкт-Петербурга, так как его развитие во многом предопределяет объем и структуру грузопотоков других видов транспорта Около 39% грузов порта перевозится железнодорожным транспортом, 33% - автомобильным, 14% - речным и 4% трубопроводным.
Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга играет важнейшую роль в связях «Россия–Европа», «Россия–Азия» (большинство товаров из Европы и Азии попадает в центральную часть России через Большой порт Санкт-Петербург), а также обеспечивает часть транзитных грузовых перевозок в сообщении «Европа-Азия». На долю стран ЕС приходится 52% внешнеторгового оборота Российской Федерации и 55% экспорта российской продукции. ТЛК Санкт-Петербурга обеспечивает транспортировку большей части международных грузов по направлению «Россия - страны ЕС», способствуя развитию торговли и международных отношений. Повышение роли транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в глобальной транспортной системе является важной составляющей стратегии интеграции Российской Федерации в мировую экономику и позволяет реализовать приоритетные интересы страны.
По территории города проходят 2 евроазиатских транспортных коридора – «Север–Юг» и «Транссиб», а также панъевропейский транспортный коридор №9. В настоящее время остро стоит проблема развития на территории города транспортной инфраструктуры для обеспечения растущего спроса на экспортно-импортные перевозки и потребностей экономики страны.
Большой порт Санкт-Петербург играет ключевую роль в обеспечении международных перевозок Российской Федерации, выполняемых морским транспортом. Это связано с тем, что через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются поставка в Россию 51% всех импортных грузов и вывоз 13% от общего объема экспортных грузов, перевозимых на морском транспорте.
Большой порт Санкт-Петербург является лидером по перевалке сухих, контейнерных и рефрижераторных грузов среди морских портов России. Через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются внешнеторговые связи со странами всех континентов.
К Большом порту тяготеют экспортно-импортные грузы не только прилегающих к Санкт-Петербурга субъектов Российской Федерации, но и многих других регионов России, расположенных на значительном удалении от города – Центрального, Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов.
К доставке импортных товаров через портовые комплексы Санкт-Петербурга тяготеет почти вся Европейская часть России, в которой проживает 95 млн. чел. (около 65% от общей численности населения страны), расположены основные предприятия базовых отраслей промышленности, многие из которых используют для модернизации производства импортное оборудование. Указанное обстоятельство, с одной стороны, ведёт к значительному росту проходящих через Санкт-Петербург грузопотоков, а, с другой стороны, стимулирует развитие города в качестве транспортно-распределительного центра международного значения.
По результатам 2007 г. объем контейнерных грузов на Балтике, направленных в адрес России, составил 1,8 млн. TEU , из которых на контейнерных терминалах Санкт-Петербурга было обработано 63%, а в портах стран Балтии и Финляндии - около 30% от этого грузопотока. Из-за недостаточной мощности контейнерных терминалов Большого порта Санкт-Петербург ТЛК города теряет значительные доходы, которые составляют 27-30 млрд. руб. в год.
На сегодняшний день конкурентную среду на российском рынке транспортно-логистических услуг определяет, прежде всего, деятельность российских компаний.
Наиболее высокий уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиторских услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке.
В сегменте комплексной логистики, развитие которого началось лишь в последние годы, спрос существенно опережает предложение. Повышение конкуренции ожидается лишь в среднесрочной перспективе, после ввода в оборот новых складских площадей и роста предложения услуг по хранению и дистрибуции товаров.