- Главная
- Информация
- Статьи
- Оценка экономической эффективности аренды крупнотоннажных контейнеров
Оценка экономической эффективности аренды крупнотоннажных контейнеров
На первом этапе оценки экономической эффективности необходимо определится с типом контейнеров, а именно производить отправки 2*20ft или 1*40ft контейнере, которые будут взяты в аренду. Для этого сравним преимущества и недостатки 2*20ft и 40ft контейнеров.
Преимущества 2*20 ft:
- Высокая степень оборачиваемости за счет меньшей потребности груза необходимого для проведения отправки, возможность оказания услуг большему количеству клиентов.
- Часть целевых станций открыта только по работе с 20 ft контейнерами, в частности это – Омск-Вост., Барнаул.
- Возможно получение дополнительной скидки с тарифа ОАО «РЖД» при погрузки 2*20ft контейнеров на одну платформу в одном направлении, она составит 1800 руб. с НДС на один контейнер (ККВ).
- Большая грузоподъемность, поскольку в 2*20ft контейнера можно загрузить груза общей массой 43600 кг., тогда как в 1*40ft только 26000 кг.
- Более высокая доходность, поскольку суммарная разница между тарифами ТК/ТК и Соб./ТК с использованием 2*20ft контейнеров больше.
- Увеличивается средняя скорость доставки груза на 38,94%.
- Возможность приема груза на склад двумя партиями.
- Большая вероятность обратной загрузки на Санкт-Петербург, чем с использование 40 ft контейнеров.
Недостатки формирования отправок на базе 2*20 ft контейнеров:
- Отсутствие возможности погрузки грузов, длинной более 5,8 м.
- Увеличение стоимости терминальной обработки на 60%.
- Сумма арендных платежей за 2*20 ft контейнера больше на 22,2%, чем величина таких же за 40 ft.
В результате сравнения положительных и отрицательных факторов, можно выявить, что увеличения стоимости терминальной обработки будет погашено за счет более высокой доходности.
На основание проведенных сопоставлений, наиболее оптимальным варианта формирования арендного портфеля является аренда 20 ft контейнеров и отгрузка их в режиме ККВ
С целью эффективного использования арендованных контейнеров и получения максимального экономического эффекта, необходимо провести структурный анализ грузопотока и затрат по экспедиторской работе на выбранном направлении движения контейнеров за год, предусмотренный предложенным вариантом договора долгосрочной аренды.
Предполагаемое количество контейнеров необходимых для освоения грузопотока.
Таб.1 Статистика контейнерных перевозок ООО ТК «Сервис» за 2007 г. | ||||||||||||
Ст./Месяц | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |
Барнаул | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 8 | 8 |
Омск-Вост. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Войновка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Клещеха | 4 | 4 | 8 | 6 | 6 | 8 | 8 | 4 | 10 | 10 | 8 | 8 |
Базаиха | 8 | 8 | 4 | 8 | 4 | 14 | 8 | 8 | 6 | 10 | 8 | 10 |
Батарейная | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 |
Хабаровск-2 | 4 | 6 | 4 | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 | 6 |
Первая речка | 6 | 4 | 6 | 6 | 4 | 8 | 6 | 6 | 8 | 6 | 8 | 8 |
Для расчета необходимого количества оборудования нужно рассчитать время полного оборота контейнера от СПб до ст. назначения и обратно в Санкт-Петербург. Для этого проведем калькуляцию затрат времени по следующим операциям:
1. Терминальная обработка и оформление документов в СПб (3 суток).
2. Груженый пробег от СПб до ст. назначения .
3. Прием и вывоз груженого контейнера на ст. назначения (2 суток).
4. Ожидание погрузки и отправка до СПб (10 суток).
5. Груженый пробег от ст. назначения до СПб.
6. Прием, вывоз груженого контейнера в СПб и ожидание погрузки (5)
Тоборота = сумма пунктов.
Коэф. = Тоборота/30 дней.
Таб.2 Результаты расчетов | ||||||||||||
Ст. Назначения | Тоборота (Суток) | Кол-во Контонтэйнеров (шт./м) | Коэф-нт | Итого Контэйнеров | ||||||||
Барнаул | 48 | 6 | 1,6000 | 10 | ||||||||
Омск-Вост. | 42 | 4 | 1,4000 | 6 | ||||||||
Войновка | 42 | 4 | 1,4000 | 6 | ||||||||
Клещеха | 46 | 8 | 1,5333 | 14 | ||||||||
Базаиха | 50 | 8 | 1,6667 | 14 | ||||||||
Батарейная | 54 | 8 | 1,8000 | 16 | ||||||||
Хабаровск-2 | 70 | 6 | 2,3333 | 14 | ||||||||
Первая речка | 72 | 8 | 2,4000 | 20 |
Таким образом, оптимальное количество контейнеров, которых необходимо взять в аренду составляет 100 единиц (в год экспедируется 546 контейнеров).
Для выявления экономического эффекта от внедрения предлагаемого проекта необходимо сопоставить существующие затраты на рейсовую аренду 20 ft контейнеров с предполагаемой себестоимостью долгосрочной аренды.
Для этого рассчитаем суммарную стоимость работ с использованием «операционного лизинга», она состоит из следующих частей:
1. Арендный суточный платеж (1,10 $ США в сутки).
2. Прием и хранение порожнего контейнера на терминале в СПб составит 100 руб./сутки и крановые работы 1200 руб./2операции.
СА=Тоборота*2616 руб.+(5 * 100 руб.+1200 руб.)
Так же необходимо учесть дополнительные доходы, которые компания будет получать от арендных платежей взимаемых с агентов за использование контейнеров для перевозки грузов в направление Санкт-Петербурга. По предварительным оценка они должны составить 50 % от разницы тарифов.
Таб.3 Разница между железнодорожными тарифами ОАО «РЖД» и ОАО «Трансконтейнер» за отправку одного собственного контейнера (20’ TEU), согласно «Прейскуранту 10-01» | ||||||||||||
Ст. Назначения | 20 ft | Действующие ставки | СА | Агентские сборы | Экономический эффект | |||||||
Барнаул | 8585 | 6000 | 2948 | 4292,5 | 7344,5 | |||||||
Омск-Вост. | 6959 | 6000 | 2792 | 3479,5 | 6687,5 | |||||||
Войновка | 6723 | 4900 | 2792 | 3361,5 | 5469,5 | |||||||
Клещеха | 8188 | 6500 | 2896 | 4094 | 7698 | |||||||
Базаиха | 9303 | 7500 | 3000 | 4651,5 | 9151,5 | |||||||
Батарейная | 11662 | 10000 | 3104 | 5831 | 12727 | |||||||
Хабаровск-2 | 24913 | 12000 | 3520 | 12456,5 | 20936,5 | |||||||
Первая речка | 26355 | 14000 | 3572 | 13177,5 | 23605,5 |
Сумма экономического эффекта рассчитывается по формуле:
«ЭЭ» = Действующие ставки – «СА» + агентские сборы.
На основании проведенных расчетов необходимо определить влияние прогнозируемого экономического эффекта от внедрения проекта на среднемесячную рентабельность продаж. Для этого рассчитаем валовую рентабельность продаж «до» и «после» реализации проекта, по формуле:
Рпр. = (валовая прибыль от реализации/выручку от продаж)100%
Таб.4 Компоненты и результаты расчета | ||||||||||||
Ст. Назначения | Выручка (месяц.) | Прибыль «до» (р./м) | Прибыль «после» (р./м) | Увеличение рентабельности | ||||||||
Барнаул | 313986 | 44261 | 88328 | 14,03% | ||||||||
Омск-Вост. | 196120 | 34225 | 60975 | 13,64% | ||||||||
Войновка | 181808 | 36194 | 58072 | 12,03% | ||||||||
Клещеха | 408280 | 53011 | 114595 | 15,08% | ||||||||
Базаиха | 448496 | 53754 | 126966 | 16,32% | ||||||||
Батарейная | 478872 | 39407 | 141223 | 21,26% | ||||||||
Хабаровск-2 | 438600 | 53374 | 178993 | 28,64% | ||||||||
Первая речка | 599200 | 42926 | 231770 | 31,52% |
При проведение расчетов суммарной стоимости эксплуатации арендуемого оборудование, небыли учтены единовременные затраты, в размере 70 $/контейнер за крановые услуги на терминале выдачи. По условиям договора аренды весь планируемый объем необходимо забрать в течение двух месяцев. Соответственно впервые два месяца реализации проекта компании необходимо будет дополнительно уплатить 141840 руб.
Рис. 1 Изменения величины валовой прибыли при реализации проекта
Из результатов графика видно, что реализация проекта позволит компании ООО ТК «Сервис» значительно снизить месячную себестоимость оказываемых услуг, в среднем на 21,6% и увеличить валовую прибыль от 99% до 439%, в зависемости от направления.
Рис. 2 Изменения среднемесячной рентабельности продаж по направления перевозок
Исходя из результатов полученных расчетов экономический эффект от реализации проекта позволит увеличить средне месячную рентабельность продаж на 19,07 % и доходность компании.
Так же фирма получит возможность более гибкого формирования стоимости своих услуг в целях конкурентоспособности, сможет регулировать тарифную политику в зависимости от ситуации на рынке экспедиторских услуг, либо снижая свою ставку на отправку контейнера, либо оставляя ее на прежнем уровне.
С технической точки зрения, компания получает возможность независимого планирования своих отправок и возможность отгрузки на фитинговых платформах, не принадлежащих ОАО «Трансконтейнер», с получение дополнительных доходов в виде части разницы между тарифами за использование «собственных платформ».
Для окончательного рассмотрения проекта необходимо оценить внутреннюю стоимость совокупных затрат привлечения средств по лизингу относительно банковского займа.