4. Правила пломбирования вагонов

В соответствии со статьей 34 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы.

Пломбирование вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным и устройствами осуществляется:

  • железной дорогой, если грузы погружены железной дорогой;
  • грузоотправителем, если грузы погружены грузоотправителем.

Запорно-пломбировочные устройства применяются в целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеров и обеспечения сохранности перевозимых грузов.

Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) представляют собой контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами. Они не должны допускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона, контейнера. 
Запорно-пломбировочные устройства и устройства для их снятия предоставляются железными дорогами грузоотправителям, грузополучателям согласно фактическим затратам за плату. Обеспечение предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей ЗПУ и устройствами для их снятия и их учет осуществляются в порядке, установленном МПС России. 

Различают следующие типы запорно-пломбировочных устройств, утвержденных приказом МПС России:

«Спрут-Универсал» Применяется для пломбирования крытых, рефрижераторных вагонов, цистерн, вагонов-хопперов, крытых вагонов для перевозки легковых автомобилей, контейнеров
«ЛаВР» Применяется для пломбирования крытых вагонов и контейнеров
«ЛаВР-Гарант М» Применяется для пломбирования крытых вагонов, рефрижераторных вагонов, цистерн, вагонов-хопперов, крытых вагонов для перевозки легковых автомобилей, контейнеров
«Клещ-бОСЦ» Применяется для пломбирования контейнеров
«Скат» Применяется для пломбирования специализированных цистерн, загруженных сжиженными газами, кислотами и другими жидкими химическими грузами

Применение для пломбирования вагонов, контейнеров ЗПУ, изготовленных без учета требований, установленных МПС России, не допускается. 
Применение ЗПУ должно производиться на исправные запорные устройства вагонов, контейнеров.

ЗПУ устанавливаются:

На крытом вагоне На накладках дверей с каждой стороны вагона — по одному ЗПУ
На рефрижераторном вагоне завода Дессау и автономном рефрижераторном вагоне На дверях, оборудованных нажимной плитой и рычагом запорного устройства, с каждой стороны вагона — по одному ЗПУ
На рефрижераторном вагоне Брянского машиностроительного завода На дверях, оборудованных нижними ушками для пломбирования, с каждой стороны вагона — по одному ЗПУ
На цистерне На крышке верхнего загрузочного люка — по одному ЗПУ, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен правилами перевозок отдельных видов груза
На вагоне-хоппере На запорное устройство каждого штурвала разгрузочного Люка и штанги, фиксирующей загрузочные люки, — по одному ЗПУ
На крытом вагоне для перевозки легковых автомобилей На запорных устройствах дверей каждой торцовой площадки
На контейнерах По одному ЗПУ на рукоятку, расположенную слева на правой створке двери, закрывающейся последней

По общему правилу пломбирование вагонов и контейнеров должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к информации, нанесенной на ЗПУ. На ЗПУ содержится следующая информация:

  • буквенное сокращенное наименование железной дороги отправления;
  • индивидуальный контрольный знак из семи цифр;
  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • последняя цифра года выпуска ЗПУ;
  • название ЗПУ.

Применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными индивидуальными контрольными знаками не допускается.